Приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как деревянные марионетки высотой в полметра играют в опере? Если нет, то посетите  театр марионеток в Зальцбурге. Когда куклы выходят на сцену и начинают танцевать, очарованный зритель переносится в удивительный мир фантазии и музыки.
Слияние игры и реальности
С первыми звуками увертюры поднимается занавес и зрителей охватывает удивление: на сцене появляются фигуры, которые свободно двигаются и жестикулируют, делая вид, что поют арии. Неужели это деревянные куклы? Но тут на лицах некоторых зрителей появляется разочарование. Увидев тоненькие нити над головами кукол, они думают: «Все же видно!» Кроме того, нигде нет оркестровой ямы с музыкантами, а вместо живого звука звучит запись. Для настоящего театрала это просто немыслимо! Однако не надо спешить с выводами. Вскоре разочарование зрителей медленно перерастает в восторг.

3.jpg

Когда первоначальное недовольство проходит, публика полностью попадает в плен к деревянным актерам. Тогда игра становится реальностью, и уже никто не замечает ниточек, благодаря которым оживают куклы. Зрителей захватывают не только ловкие движения марионеток, но и сама идея, что куклы играют в опере. Публика быстро забывает, что перед ней неживые марионетки. Действительно, куклы имеют удивительную способность пленить даже самых скептических зрителей.
За кулисами
То, что происходит за кулисами, вызывает не меньшее удивление. Настоящими актерами действа являются кукловоды, которые стоят на специальном мостике за сценой, а точнее над ней. Они ловко работают руками, как говорят особым языком жестов, а куклы в то время, как живые актеры, поют, плачут, дерутся на дуэли и склоняются в реверансе.

4.jpg

Как-то в газете «Нью-Йорк таймс» объяснялось, благодаря чему управление куклами становится искусством. Там говорилось: «Актеры за кулисами могут выполнять любую роль, независимо от возраста или пола. Перед ними ставится только одно, но чрезвычайно важное требование: они должны обладать немалым мастерством ». А мастерство зальцбургских кукловодов действительно превосходное.
Художник выбирает кукол
Зальцбургский театр марионеток популярен уже более 90 лет, начиная с 1913 года, когда его труппа выступила с оперой Моцарта. Театр основал Антон Айхер, который был скульптором. Он учился в Мюнхене и после окончания учебы изготовил свои первые марионетки, которые чрезвычайно правдоподобно воспроизводили движения людей. Вскоре Айхер увидел, что делать куклы намного приятнее, чем вырезать безжизненные скульптуры для алтарей.
Очень быстро все члены семьи Айхера увлеклись марионетками. Они охотно помогали шить костюмы, играли на музыкальных инструментах и учили реплики. Спектакли имели огромный успех, и репертуар становился все больше. А с 1927 года театр начал гастролировать за рубежом. В наше время Зальцбургская кукольная опера регулярно ездит с выступлениями по разным странам, скажем, Японии и США. И неудивительно, ведь такой вид искусства имеет своих обожателей во всем мире.

6.jpg

Согласно «Словарю русского языка», опера - это музыкально-драматическое творение, совмещающее в себе инструментальную и вокальную музыку. Темы для либретто, т.е. текстов опер, берутся из мифологии, истории, Библии или художественной литературы. Опера может быть трагедией, комедией или романтической историей. В Зальцбургском театре марионеток партии выполняются преимущественно на немецком или итальянском языке.

Автор: tanyaparakonna (Татьяна)